В промышленности и строительстве нередко возникает необходимость доставить объект, отличающийся по размерам или массе от стандартного. Это может быть крупногабаритная спецтехника, дизельная электростанция, лопасти ветрогенераторов, небольшой самолет, сборная конструкция здания или сооружения и т. д. Перевозка таких грузов требует использования специального транспорта. Стандартный грузовик не справится с доставкой негабаритного объекта — нужен автотрал. Это разновидность грузового прицепа, предназначенная для решения нестандартных логистических задач.
Автотралы различаются множеством параметров, таких как габариты, допустимая нагрузка, стоимость и т. д. Но все их объединяет одна особенность. Платформы таких прицепов не имеют бортов. Именно это и делает их удобными для перевозки крупногабаритных грузов. Эта же особенность заставляет перевозчиков уделять особое внимание фиксации объектов на транспортном средстве.
Основные технические характеристики автотралов
По определению автотрал — это полуприцеп с несколькими осями, который оснащен платформой без бортов и устройством для соединения с тягачом. С первого взгляда может показаться, что между разными моделями такой техники нет никаких различий. Однако это не так. Автотралы различаются техническими характеристиками.
Грузоподъемность
Грузоподъемность — одно из основных свойств любого трала. Чем она выше, тем более крупный и тяжелый груз может перевозить транспортное средство. Но «гнаться» за грузоподъемностью стоит не всегда. С ростом ее значения цена аренды или покупки автотрала существенно увеличивается. Это связано с двумя факторами. Во-первых, грузоподъемные прицепы дороже в производстве. Во-вторых, их сложнее доставлять по дорогам общего пользования. Поэтому при заказе автотрала стоит выбирать транспортное средство подходящего класса:
- До 25 тонн. Легкие автотралы, которые подходят для транспортировки гусеничных экскаваторов, бульдозеров и другой техники, не относящейся к категории негабаритных грузов. Длина таких прицепов не превышает 8–9 м.
- До 45 тонн. Средние тралы, имеющие длину до 12 м. Такие платформы часто используются для перевозки карьерной и дорожной техники.
- До 110 тонн. Тяжелые тралы, подходящие для перевозки крупной техники, трансформаторов, турбин и других негабаритных грузов.
В некоторых случаях даже грузоподъемности в 110 тонн оказывается недостаточно. В таких ситуациях на помощь приходят сверхтяжелые тралы. На них доставляют крупные металлические и бетонные конструкции в сборе, отдельные виды техники, технологические линии и т. д. Если же требуется перевезти изделие, отличающееся большой длиной, прибегают к раздвижным тралам, способным увеличивать свою длину до 35–40 м.
Положение погрузочной платформы
Расстояние от земли до погрузочной площадки является не менее важной характеристикой, чем грузоподъемность автотрала. Прицепы с платформами высотой до 1 м называются низкорамными. Некоторые из таких моделей имеют площадку, расположенную всего в 40 см от земли. Противоположность — высокорамные тралы. Их площадки расположены выше 1 м от поверхности дорожного покрытия.
У автотралов обоих типов есть свое назначение. Высокорамники часто используются там, где нужна большая проходимость. Они позволяют без опасений провозить груз по некачественной дороге или в сложных климатических условиях. Тем не менее низкорамники пользуются большей популярностью. Это обусловлено несколькими причинами:
- линии электропередач практически не мешают ходу транспортного средства;
- низкий центр тяжести снижает риски аварийных ситуаций;
- для погрузки автотехники не требуется применять подъемный кран, машина может заехать своим ходом.
По последней причине низкорамные тралы особенно востребованы при перевозках экскаваторов, катков, бульдозеров и другой спецтехники.
Способ погрузки
Существует два основных способа погрузки. Первый — задний. Он обеспечивает регулировку направляющих в широких пределах, что делает удобным заезд нестандартных транспортных средств. Техника перемещается на платформу с помощью специальных секций. Последние могут приводиться в рабочее положение механическим или гидравлическим приводом.
Второй способ погрузки — передний. Он чаще используется при перевозках тяжелой спецтехники. Угол заезда является минимальным, поэтому асфальтоукладчики, буровые установки и другие тяжелые машины могут заехать на трал своим ходом.
Типы подвесок
Тип подвески может казаться второстепенной характеристикой, но стоит иметь в виду то, что именно она обеспечивает устойчивость машины во время движения. Поэтому необходимо обратить внимание, какая именно система установлена на трале, который планируется арендовать или покупать.
Распространены четыре типа подвесок:
- Рессорные. Устаревшие системы, которые все же продолжают использоваться на грузовых автотралах. Они отличаются простотой и надежностью, что выгодно отличает их от более современных. Механизм состоит из рессор и демпферов. При работе такой подвески основные колебания техники гасятся, поэтому ход машины становится более плавным.
- Балансирные. Чаще всего используются на прицепах с большим количеством осей. Механизм такой подвески включает листовые рессоры полуэллиптической формы, которые обладают повышенным запасом прочности. Устройства отличаются простотой ремонта и дешевизной обслуживания.
- Пневматические. Одни из наиболее современных. Они гасят удары и вибрации с помощью пневмоподушек. Характеристики последних могут изменяться в зависимости от того, насколько сильно нагружен трал. Наиболее современные пневмоподвески способны учитывать и равномерность размещения грузов на платформе. Но у них есть значимый минус — высокая стоимость и сложность ремонта.
- Гидравлические. Такие подвески хорошо показывают себя при длительном использовании в сложных условиях. Они отличаются высокой грузоподъемностью и большим запасом прочности. Водители высоко ценят такие подвески за проходимость и маневренность. Однако такие механизмы могут подвести, если грузовик перемещается по северным регионам в зимнее время.
Как сэкономить на использовании трала
Автотралы — это техника, которая дорого обходится владельцам и арендаторам. Во-первых, это связано с высокой стоимостью обслуживания и ремонта. Во-вторых, тяжело груженые транспортные средства тратят много топлива.
Чтобы снизить расходы на трал, можно воспользоваться топливной картой «Единая». Она позволяет сэкономить до 30 % от бюджета, выделенного на ГСМ, уже через месяц после начала использования. Сокращение расходов достигается за счет компенсации НДС и предотвращения потерь горючего по вине сотрудников.
С топливной картой «Единая» компания сможет заправлять свои тралы более чем на 13 000 АЗС по всей России. Поиск подходящего объекта займет всего несколько секунд. У каждого водителя, использующего топливную карту, есть локатор, на котором указаны адреса заправок и цены на них. АЗС партнеров проверены специалистами компании «МАСТЕРС», поэтому клиенты всегда могут быть уверены в высоком качестве горючего. Используя карту, можно снизить риски заправки второсортным ГСМ, которое спровоцирует выход из строя топливной системы тягача трала.