- Установка зарядок для электроавтомобилей
- Появление альтернативных видов топлива
- Внедрение зеленой энергетики для работы АЗС
- Новые технологии для обслуживания клиентов
- Выделим главное
Автозаправочные станции как массовое явление стали появляться примерно сто лет назад. В начале 20 века произошел бум производства машин, породивший потребность в большом количестве АЗС. До их появления топливо приходилось покупать в аптеках или сиэтловских цистернах, из которых горючее поступало самотеком.
Первые АЗС не имели практически никакой автоматики. На них стояли колонки с ручным приводом и стеклянными колбами. Благодаря наличию последних автовладелец мог оценить качество топлива. Но уже в 20-х годах прошлого века появились механизированные АЗС. На них начали устанавливать топливораздаточные колонки.
Настоящий всплеск развития АЗС произошел в 40–50-е годы прошлого столетия. Именно тогда заправки перестали быть исключительно местами для реализации топлива. На них стали продавать напитки, еду и разнообразные автотовары. Еще спустя 40 лет на АЗС внедрили платежные терминалы, позволяющие отказаться от наличных.
Сегодня АЗС представляют собой целые комплексы по предоставлению услуг автомобилистам. После заправки машины можно выпить кофе, перекусить в ресторане быстрого питания, подкачать шины и т. д. При этом все больше операций автоматизируются — во многих странах на 85 % АЗС уже нет сотрудников.
Если оглянуться назад, отчетливо видно, как сильно изменились заправки за последние десятилетия. Однако еще большее развитие отрасль ждет в будущем. Уже сейчас можно спрогнозировать, как будут выглядеть АЗС в ближайшие 10–20 лет.
Установка зарядок для электроавтомобилей
Из-за массового загрязнения атмосферы автомобильными выхлопами многие страны сейчас активно переходят на электрический транспорт. Это касается и России. На сегодняшний день в стране зарегистрировано почти 80 000 электрокаров. Для их обслуживания на обычных АЗС ставят зарядные станции. Сейчас количество таких объектов превышает 4 000 шт. И каждый день звучат новости об открытии новых.
Несложно предположить, что в будущем зарядных станций будет все больше. В других странах уже сейчас переоснащают тысячи АЗС под электромобили. Например, в Китае существует более 4 млн таких объектов, в США — около 140 тыс.
Появление альтернативных видов топлива
Переход на использование электроэнергии — не единственный способ сокращения выбросов от автомобилей. Одной из альтернатив является биотопливо, которое производится из растительных компонентов. Обычно это рапс и кукуруза, но могут использоваться водоросли и сахарный тростник. Биодизель и биобензин добываются экологически чистым способом: сельское хозяйство, в отличие от нефтегазовой промышленности, практически не загрязняет атмосферу.
Еще одним перспективным видом горючего является водород. Он добывается из обычной воды, и для его получения необходимо лишь электричество. При сгорании водорода не образуется вредных газов. Отработанное топливо полностью превращается в водяной пар.
Разумеется, говорить о том, что водород и биотопливо полностью вытеснят нефтепродукты уже завтра, не стоит. Но сейчас есть мощный тренд на отказ от классических видов горючего. Поэтому можно предположить, что через 10–15 лет бензин будет сложнее найти на заправках, чем альтернативное топливо.
Внедрение зеленой энергетики для работы АЗС
Автозаправочные станции сами по себе требуют немало энергии для работы. Электричество сейчас вырабатывается преимущественно на ТЭС, сжигающих уголь и газ. Такой способ производства сложно назвать экологичным. Поэтому есть вероятность того, что в ближайшем будущем АЗС перейдут на зеленую энергетику.
В некоторых регионах для питания заправок могут использоваться солнечные панели. К сожалению, это не касается большинства областей России. Но в южных субъектах, таких как Краснодарский край, солнечные панели показывают высокую эффективность.
Помимо СЭС, для питания АЗС могут использоваться ветряки и геотермальные электростанции. Установка первых будет рентабельной во многих областях центральной части РФ. Идеальная местность для ветряка — это высокая равнина, побережье водоема или холм.
Гидротермальные электростанции, вероятно, не завоюют рынок в ближайшие годы. Но в некоторых отдельных регионах, например на Камчатке, их эффективность достаточно высока. В этой части страны слабо развита электрическая сеть, поэтому новый подход поможет решить проблему с питанием заправок.
Новые технологии для обслуживания клиентов
Помимо вопросов, связанных с экологией, в ближайшем будущем в фокусе будет внедрение новых клиентских сервисов на АЗС.
Обслуживание без операторов
Заправки самообслуживания уже сейчас присутствуют во многих крупных городах. Но на них клиенту приходится выходить из машины и самостоятельно вставлять пистолет в бак. При заправке классическими видами топлива это неудобно, есть риск испачкаться или даже испортить обувь.
Чтобы решить данную проблему, нефтяные компании активно разрабатывают роботов. Они будут заправлять машины в автоматическом режиме. Клиентам больше не придется выходить из автомобиля. Достаточно будет отправить команду со смартфона, и заправка произойдет сама собой.
Похожие системы разрабатываются и для электромобилей. На одних заправках ставят автоматизированные зарядные станции, на других — меняют аккумуляторы в течение нескольких минут.
Саморегулирующиеся системы освещения
Любая современная автозаправка излучает большое количество света в темное время суток. С одной стороны, это создает перерасход средств, с другой — вредит экологии (постоянное освещение нарушает ритмы роста растений).
Для решения проблемы некоторые компании внедряют саморегулирующиеся системы. Они активируют лампы только над теми участками АЗС, на которых стоят машины клиентов. За счет такого решения бизнес экономит деньги на электроэнергии, а световое загрязнение окружающей среды снижается до минимума.
Автомобиль как средство оплаты
В Швеции и Китае тестируются автоматические АЗС, на которых даже не требуется использовать смартфон или карту для оплаты. Комплекс самостоятельно определяет банковский счет владельца, считав государственный номер. Водителю требуется лишь выбрать тип и количество топлива, платеж пройдет в автоматическом режиме.
Существует и альтернативный способ оплаты горючего с помощью автомобиля. Некоторые модели машин, например, имеют бортовые компьютеры с внедренным ИИ. Отдав команду помощнику, можно в автоматическом режиме заказать топливо, не открывая дверей.
Выделим главное
Проанализировав имеющиеся тренды авторынка, можно прийти к выводу, что АЗС, которые мы знаем сегодня, вскоре окажутся в одном ряду с сиэтловскими цистернами. Ближайшие десятилетия ознаменуются открытием новых заправок, оснащенных передовыми системами автоматизации.
Вполне вероятно, что и та унификация, к которой привыкли все автомобилисты, уйдет в прошлое. Внедрение новых технологий потребует огромных производственных и интеллектуальных ресурсов. Поэтому изменения станут происходить хаотично. Одни сети начнут закупать роботов-заправщиков, другие — ограничатся установкой зарядок для электромобилей, третьи — разместят на крышах АЗС солнечные панели. Благодаря этому на рынке усилится конкуренция, а клиенты получат совершенно иной уровень сервиса.