Бесплатная горячая линия

Онлайн-тахографы: актуальные правила на 2024 год

Работа водителей грузового транспорта часто связана с большими нагрузками, ведь они долго находятся в пути и проводят за рулем много часов подряд. Очевидно, что такая активность не идет на пользу бдительности и безопасности дорожного движения. Шофер, который находится в дороге слишком долго, легко может попасть в ДТП и причинить вред окружающим.

Бесплатная консультация
Получите лучшие топливные карты для юридических лиц

Чтобы нормировать условия работы водителей, правительство обязало устанавливать тахографы на грузовые транспортные средства. Изначально это были обычные аналоговые устройства, которые контролировали время в пути, скорость движения и некоторые другие параметры. В последние два года все чаще говорят об онлайн-тахографах. Разберемся, что они собой представляют, для чего нужны и какая ответственность грозит собственнику за отсутствие такого устройства на борту коммерческого грузового автомобиля.

Что такое онлайн-тахограф?

Термин «онлайн-тахограф» появился сравнительно недавно — в 2022 году. Он связан с Приказом Минтранса № 343 от 1 сентября 2022 года. В этом документе указано, что приставка «онлайн» применяется к девайсам, которые имеют функционал для дистанционной передачи данных в режиме реального времени. Иными словами, такие устройства обладают модулями GSM/GPRS и комплектуются портами для установки SIM-карт. Именно этим они отличаются от обычных приборов, которые использовались ранее.

В онлайн-устройствах должны присутствовать следующие элементы:

  • Акселерометр, детектирующий ускорение при поворотах или торможении.
  • для передачи данных по мобильной сети.
  • Слот для SIM, куда вставляется обычная сим-карта для регистрации модуля в сотовой сети.
  • Антенна, усиливающая сигнал GSM/GPRS при слабом соединении.
  • Конструктивный отсек, при помощи которого можно менять блок криптографической защиты информации, не обращаясь в специализированные мастерские.

Помимо этих деталей, в онлайн-тахографах, так же как и в обычных, должны присутствовать стандартные компоненты:

  • Средство для криптографической защиты информации от внесения корректировок со стороны водителя или его руководства.
  • Запоминающее устройство, в котором хранятся данные о скоростном режиме, времени работы и отдыха водителя, иные параметры движения автомобиля.
  • Устройства для вывода информации при проверке сотрудниками контролирующих органов.
  • Слоты, при помощи которых осуществляется идентификация водителя, мастерской или сотрудника ГИБДД.

Наиболее важным блоком является именно СКЗИ. Этот модуль содержит в себе технические решения, являющиеся государственной тайной. Поэтому вывоз за границу прибора с СКЗИ является серьезным правонарушением и наказывается в соответствии со ст. 26 ФЗ № 5485-1 и ст. 283 УК РФ.

Какие данные записывает прибор?

Устройство регистрирует следующую информацию:

  • сведения о самом автомобиле, владельце и водителе;
  • среднюю и максимальную скорость в пути;
  • время, проведенное водителем за рулем, и время отдыха;
  • маршрут транспортного средства и длительность остановок.

Все данные, записанные в блоке памяти, автоматически передаются по мобильной сети на серверы информационной системы «Тахографический контроль». Если в конкретный момент возможность трансляции отсутствует, прибор повторит попытку связаться при появлении стабильного сигнала связи.

Какие нарушения фиксируются?

Тахограф не анализирует показатели, а лишь фиксирует и передает объективную информацию о рабочем времени, скоростном режиме и местоположении автомобиля. Обработкой этих данных занимается программное обеспечение, установленное на серверах АИС «Тахографический контроль». Использующиеся на данный момент алгоритмы позволяют выявить:

  • превышение скоростного режима;
  • нарушение установленного распорядка отдыха и работы;
  • отклонение от заданного маршрута.

Чтобы понять принцип работы, такие приборы можно сравнить с камерами видеофиксации нарушений, расставленными в Москве и других крупных городах России. Сами по себе эти устройства не регистрируют нарушения. Они передают данные о транспортных средствах для анализа на серверы. Только после автоматической обработки выносится решение о том, стоит ли выписывать штраф собственнику авто или нет.

В некоторых случаях даже превышение скорости по тахографу может обойтись без последствий. Например, в случае разгона сверх установленного предела на 30–60 секунд система решит, что водитель просто совершал маневр обгона. Следовательно, превышение скорости было вынужденным, и шофер не несет за него вины.

Но в большинстве случаев причин для таких исключений нет, и штраф все же приходит. Поэтому водителям грузовиков с установленными приборами учета стоит внимательно относиться к соблюдению правил дорожного движения.

Преимущества установки онлайн-тахографов

На первый взгляд, оснащение грузовиков приборами учета провоцирует лишь дополнительные проблемы для бизнеса. Однако это далеко не так. Существует несколько важных плюсов, которые получают собственники автомобилей с онлайн-тахографами:

  • Контроль местоположения. Водители нередко используют служебную технику в личных целях: взять дополнительный заказ, подвезти родственника и т. п. Чтобы бороться с таким явлением, владельцам приходится ставить дорогостоящие модули GPS и платить за их эксплуатацию. Использование онлайн-тахографа решает эту проблему автоматически. В таких устройствах есть функция передачи данных о местоположении, поэтому любые отклонения от маршрута будут видны и органам надзора, и собственнику.
  • Непредвзятая система штрафов. Водители часто сталкиваются с необъективной оценкой их действий сотрудниками ГИБДД. После установки регистрирующего прибора у шофера будут доказательства того, что он не нарушал скоростной режим и не совершал опасных маневров.
  • Подробная аналитика. Тахографы предоставляют большой объем данных для изучения. С их помощью можно узнать, на каких участках пути шофер превысил оптимальную скорость, где задержался, из-за чего возник повышенный расход топлива. Подробная информация позволяет сделать работу автопарка более стабильной и предсказуемой.
  • Экономия на сервисном обслуживании. Новые устройства комплектуются конструктивными отсеками. С их помощью можно самостоятельно менять СКЗИ в плановом порядке, не нарушая правила пользования.

Недостатки применения онлайн-тахографов

Есть несколько нюансов, с которыми приходится сталкиваться транспортным компаниям:

  • Большая стоимость устройств. Современные регистрирующие приборы обходятся владельцам грузового транспорта в несколько десятков тысяч рублей. А устройства, оснащенные модулями для дистанционной передачи данных, стоят еще дороже. Это создает дополнительную финансовую нагрузку на бизнес, занимающийся автомобильными перевозками.
  • Уязвимости в защите. Сами по себе тахографы со СКЗИ считаются достаточно безопасными устройствами. Они защищены при помощи передовых технических решений, поэтому могут обеспечить конфиденциальность данных. Но сказать то же самое о канале передачи информации нельзя. Данные передаются практически в незашифрованном виде по мобильной сети, используемой множеством абонентов. Поэтому не исключен риск утечки и продажи конкурентам.
  • Неточности в работе. Существует достаточно большая вероятность того, что новые устройства не будут стабильно работать в городских условиях. Поэтому теоретически собственнику может прийти штраф по ошибке. Оспорить его при отсутствии прямых доказательств невиновности водителя будет крайне сложно.

Помимо прочего, владельцев грузового автотранспорта волнует низкий уровень адаптации законодательства. Существует масса объективных причин, по которым шофер может нарушить рабочий распорядок. Например, на дороге может отсутствовать инфраструктура для организации стоянки. В такой ситуации водителю приходится выбирать между вождением в течение 12 часов или ночевкой на обочине. В первом случае собственнику грозит штраф, а во втором — кража груза.

Обязательно ли ставить онлайн-тахограф в 2024 году?

Хотя наименование таких устройств давно фигурирует в официальных документах, правило об их установке еще не вступило в силу. Для перевозчиков эксплуатация модулей станет обязательной с 1 сентября 2026 года. При этом обычные тахографы уже давно стали неотъемлемой частью грузовых транспортных средств. Их необходимо устанавливать:

  • на грузовики массой более 3,5 т, которые находятся в собственности физлиц;
  • любые автомобили весом от 12 т;
  • автобусы массой до 5 т, использующиеся для регулярных перевозок людей;
  • любые пассажирские машины весом свыше 5 т, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или компаний.

Из правила, действующего в отношении грузовиков, существуют исключения. Например, регистрирующие приборы не обязательно устанавливать на бульдозеры, дорожные катки и другую спецтехнику.

Где приобрести онлайн-тахограф?

На данный момент онлайн-тахографы отсутствуют в прямой продаже. В отличие от обычных устройств, их нельзя купить на сайте Росавтотранса. Сейчас производители только начинают их разработку. Поступления таких модулей на рынок стоит ожидать в ближайшее время.

Штрафы за нарушения по тахографу

Отдельной системы штрафов для приборов, передающих данные в реальном времени, не существует. В отношении этих устройств действует тот же свод норм, что и для обычных. Актуальный перечень штрафов регламентируется статьей 11.23. КоАП РФ.

В случае нарушения правил пользования тахографом водитель должен выплатить от 3 000 до 5 000, должностное лицо — от 7 000 до 10 000, ИП — от 15 000 до 25 000, компания — от 20 000 до 50 000 рублей. За несоблюдение режима труда и отдыха также предусмотрены штрафы. Для рядовых сотрудников они составляют от 1 500 до 2 000, для ИП, юридических или должностных лиц их размеры остаются теми же.

Как можно понять, размер штрафов в данный момент невелик. Компания рискует потерять до 50 000 рублей, если водитель нарушит скоростной режим или переработает. Но штрафы, выставляемые контрагентами за несвоевременную поставку товаров, могут превышать эту сумму в несколько десятков раз. Этим объясняется большое количество нарушений с участием грузового транспорта, которое ежедневно фиксируется на дорогах.

Лучшие модели тахографов

Признать одну конкретную модель устройства идеальной для всех случаев нельзя. У владельцев грузовиков нет консенсуса в отношении того, какой тахограф считать лучшим. Одни модели выделяются большей надежностью, другие — доступной ценой, третьи — более продуманным функционалом. Тем не менее можно назвать несколько видов устройств, пользующихся популярностью на рынке: «Меркурий ТА-001», «ТЦА 02НК», «КАСБИ DT 20M», «Атол Drive 5» и некоторые другие.

Вопрос о том, стоит ли ставить онлайн-тахограф в 2024 году, по большому счету не имеет смысла. На рынок еще не выпущены рабочие модели таких устройств. Более того, до середины 2026 года у перевозчиков есть время. Пока не завершится переходной период, о замене старых устройств на новые можно не задумываться.

127473, Россия, Москва, Краснопролетарская, д.16, стр.1
Телефон: +78003333619

Читайте также

Отмена транспортного налога: обзор изменений в 2024 году
Новости о возможной отмене транспортного налога начали появляться еще в 2023 году. Тогда многие автомобилисты ожидали, что скоро примут новый законопр...
Какие документы необходимы для перевозки опасных грузов
Перевозка опасных грузов (ОГ) — задача, которая требует неукоснительного соблюдения установленных правил. Транспортным компаниям, которые оказывают по...

Получите коммерческое предложение

Для получения коммерческого предложения заполните пожалуйста поля ниже:

штук
Мы всегда на связи
Наши эксперты с удовольствием Вам помогут! Подберем карты специально для Вашего автопарка и ответим на все Ваши вопросы!
Если у вас остались вопросы,
то оставьте номер телефона, и мы перезвоним вам в течение 15 минут
Мастерс