В статье расскажем про важные моменты, о которых должен помнить каждый автовладелец. Зачем менять масло перед наступлением холодов, что должно быть в машине зимой, когда лучше мыть автомобиль, что такое 4 х 4 х 4 и другие детали.
Русская зима — суровое испытание для транспортных средств. Даже для тех, которые приспособлены к непростым условиям. На автомобили негативно влияют низкие температуры, осадки и грязь на дороге, реагенты разъедают кузов. Поэтому к подготовке машины к сезону нужно подходить со всей ответственностью.
Многие дилеры, в том числе Lada, готовы проводить межсезонное ТО, однако немногие автовладельцы делают это регулярно. Перед наступлением холодов водители только меняют покрышки, заливают незамерзайку и обрабатывают замки. Подготовка на этом заканчивается. На что еще нужно обратить внимание?
Проверка жидкостей и фильтров
Специалисты рекомендуют менять масло в двигателе, если пробег после планового ТО превысил 8 тыс. км. Также нужно проверить и воздушный фильтр, особенно если машина часто ездила по пыльным дорогам. Зимой дорожная грязь смешивается с частицами антигололедных реагентов.
Зимнее масло на российском рынке представлено в широком ассортименте. На эксплуатацию продукта в холодное время указывает буква W в маркировке, например 0W30. Первое число определяет вязкость масла. Чем оно больше, чем выше показатель. Если в регионе температура зимой опускается до –40 градусов, лучше использовать менее вязкий состав. Но за рамки, установленные производителем авто, выходить не стоит.Также желательно поменять антифриз, особенно если он стал мутным, изменил цвет или в нем появились хлопья. Состояние вещества можно проверить самому с помощью специальных тестовых полосок. Обычно специалисты советуют менять антифриз каждые два года. Карбоксилатные вещества с добавками, которые предотвращают коррозию, могут эксплуатироваться в течение 5 лет.
Проверяйте узлы самостоятельно
Владелец авто может провести часть подготовки без посторонней помощи. Например, проверить работу печки и вентилятора. Также можно обработать дверные замки полимерной силиконовой смазкой, устойчивой к низкой температуре. Полезно прочистить водостоки, чтобы жидкость не застаивалась.
Не мойте машину при сильном морозе
Если автомобиль постоянно используется зимой, рано или поздно возникнет вопрос о мойке. Химические реагенты могут повредить лакокрасочное покрытие кузова или пластиковые детали. Кроме этого, сам процесс мойки может навредить машине, если не соблюдать меры предосторожности. Поэтому от мытья машины зимой лучше отказаться. Кузов можно заблаговременно защитить антикоррозийными веществами.
Если без мойки не обойтись, проводить ее нужно в теплых закрытых боксах. Перед этим необходимо дать машине постоять в помещении 15–20 минут, чтобы она хорошо согрелась. Не будет лишней обработка резиновых уплотнителей смазкой на основе глицерина или силикона.
Повышенное внимание нужно уделить хромированным деталям. Они подвержены воздействию реагентов, несмотря на то что производители применяют специальное покрытие, устойчивое к агрессивным средам. Для защиты можно использовать специальные консерванты, но они продержатся только до следующей мойки. По завершении процедуры нужно продуть все полости автомобиля напором воздуха под давлением для удаления влаги. Выезжать из бокса можно после того, как кузов полностью высохнет.
Специалисты рекомендуют отказаться от мойки машины зимой на открытом воздухе, особенно при сильном морозе. Иначе можно повредить ЛКП, что приведет к интенсивному ржавлению кузова. На зеркалах и стеклах могут появиться трещины.
Не тяните с резиной
Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) советовал автовладельцам поменять летние шины на зимние еще в середине прошлого месяца. Ноябрь в столице получился теплым, но ночью температура опускалась до –6 градусов. Для наших широт подойдут покрышки со специальной маркировкой. Это может быть снежинка внутри горной вершины с тремя пиками либо буквенная аббревиатура: М + S, M & S или MS.
Шипованная резина — оптимальный вариант при частых загородных поездках: она обеспечивает хорошее сцепление на льду. Нешипованные шины подходят для мокрого асфальта. Кроме этого, они не шумят в процессе движения. Узкие колеса лучше подходят для снега, но не так эффективны на твердых поверхностях.
На заднем стекле автомобиля с шипованной резиной должен обязательно присутствовать треугольный знак с буквой «Ш». Согласно постановлению правительства № 333, отсутствие предупреждающей наклейки приравнивается к неисправностям, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Водителю, у которого на машине нет этого знака, грозит денежный штраф.
Гонщик и автор пособий по вождению автомобиля Михаил Горбачев разработал для зимних покрышек правило трех четверок — 4 х 4 х 4. Речь идет о возрасте (4 года или менее), одинаковых шинах на всех осях и глубине протектора (4 мм и более). Если любое из условий нарушено, зимний комплект нужно менять.
Защищайте кузов
Реагенты, как правило, имеют высокую коррозионную активность из-за агрессивных материалов. Например, в пескосоляных смесях присутствует определенный вид соли. Чаще всего это хлориды натрия, магния или кальция. Такие вещества разъедают металл, а при наличии на кузове царапин — быстро попадают внутрь. Многокомпонентные реагенты и вещества на основе соли муравьиной кислоты не так сильно воздействуют на металл.
Эффективный, но дорогой способ защиты кузова от реагентов, снега и льда — детейлинг с глубокой очисткой, подкраской сколов, полировкой и дальнейшей обработкой специальными составами.
Определить необходимость в дополнительной обработке несложно. После обычной мойки нужно провести рукой по боковинам кузова. Если чувствуется шероховатость, покрытие нуждается в глубокой очистке. Также можно посветить на ЛКП фонариком. При наличии царапин и паутины автомобиль необходимо полировать. «Жидкого стекла» обычно хватает на 4–6 месяцев «керамики» при условии нанесения вещества в три слоя и более.
Берегите электричество
Зимой нагрузка на аккумулятор существенно возрастает. На морозе емкость АКБ падает, а масло в двигателе густеет. Дополнительная энергия расходуется на обогрев салона, стекол, сидений и руля. Если поездки непродолжительные, аккумулятор не успевает заряжаться.
Нередко в первую морозную ночь аккумулятор полностью разряжается. Запустить машину без посторонней помощи невозможно. Чтобы такого не происходило, нужно подготовить АКБ к работе при низких температурах. Проверьте в сервисном центре уровень электролита и зарядите батарею перед наступлением морозов. Такую рекомендацию дает директор по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр» Евгений Гришкевич.
Держите лобовое стекло в чистоте
Специалисты советуют поменять щетки стеклоочистителя перед наступлением холодов. Отдельные производители делают зимние модели дворников с каркасом, который защищен от снега и льда специальным чехлом. Можно использовать и всесезонные щетки. Главное, чтобы они качественно очищали стекло. Со временем резина дворников твердеет и трескается, появляются разводы, увеличивается расход незамерзайки.
Некоммерческая организация «Росконтроль» протестировала основные виды незамерзающих жидкостей. Результат показал, что в составе 4 из 12 образцов присутствует запрещенный метанол. Реальная рабочая температура у жидкостей часто выше, чем написано на этикетке. Это указывает на то, что вещество с заявленной температурой –30 градусов фактически перестает работать уже при –15.
В дешевых незамерзайках часто содержатся органические растворители, которые могут повредить головной свет. На авто со струйными омывателями фар поликарбонатные плафоны могут помутнеть или потрескаться.
Соберите зимний комплект
В холодное время года в машине должен присутствовать специальный набор. Речь идет о щетке для снега, скребке для льда, лопате и влажных салфетках для стекол. Также необходимо приобрести комплект проводов для запуска двигателя и заменить тканевые коврики на резиновые с бортиками. При дальних поездках в багажнике желательно иметь цепи противоскольжения, канистру, подходящую одежду и обувь.
Если у вас автомобиль на дизеле, в период, когда автозаправочные станции переходят с летнего топлива на зимнее, а на улице заморозки, нужно возить с собой антигели. Они снижают температуру замерзания солярки. Вещества добавляются в бак при каждой заправке. При этом они неспособны разморозить уже застывшее топливо и превратить летний дизель в полноценный зимний. Также нужно помнить, что антигели негативно влияют на воспламеняемость топлива и его смазывающие свойства.
Как утеплить машину на зиму
Можно использовать следующие методы.
Защита радиатора
Самый популярный способ утепления автомобиля в России — установка картонки на радиатор. С помощью такого бюджетного решения водители часто перекрывают потоки холодного воздуха, которые проходят через решетку. Некоторые автолюбители предпочитают покупать для этих целей съемные чехлы или пластиковые заглушки.
По мнению специалистов, такой способ может быть эффективным при скоростной езде за городом. Однако утеплять радиатор нужно, если температура воздуха опустится ниже –10 градусов. Иначе наличие заслонки может привести к перегреву двигателя. По этой же причине нежелательно пользоваться картонками при езде в городе в условиях частых заторов и пробок.
АвтоодеялоРаньше водители часто утепляли подкапотное пространство одеялом, войлоком и другими тканевыми материалами. Но такой способ резко увеличивал риск возгорания. Сегодня многие магазины продают для моторного отсека специальные одеяла. Они не дают двигателям остыть во время стоянки и позволяют быстрее прогреваться при включении. Способ эффективен при непродолжительных стоянках. Если оставить машину на ночь, одеяло не поможет. Мотор полностью остынет. Кроме этого, такие материалы можно использовать только при низких температурах, чтобы силовой агрегат не перегрелся.
Термокейс для аккумулятора
Основное назначение аксессуара — защита батареи от резких температурных перепадов. Термокейс производится из специального материала, который плохо отводит тепло. За счет этого чехол не позволяет АКБ быстро нагреваться и остывать, что существенно облегчает запуск стартера во время холодной погоды. Термокейсы недорогие и легко устанавливаются, но использовать их можно только во время непродолжительных остановок и в условиях сильного холода.
Нужно ли прогревать мотор зимой
Вопрос прогрева двигателя перед поездкой и сегодня вызывает много споров. Большинство производителей уверяет, что для современных автомобилей такие процедуры не нужны. В новых моделях машин все процессы контролируются и регулируются электроникой. Кроме этого, во многих европейских странах за прогрев двигателя можно получить денежный штраф. Связано это с «зеленой» повесткой. В России стоять с заведенным мотором в жилой зоне разрешается не более 5 минут.
Доказательств того, что холодный пуск снижает ресурс мотора, не существует. Однако многие эксперты все же рекомендуют дожидаться момента, когда двигатель начнет работать стабильно, а бортовая электроника и приборы — правильно отображать показания. Также нужно помнить, что непрогретый нейтрализатор мотора практически не функционирует. При длительной работе на холостых оборотах силовой агрегат выбрасывает большой объем вредных веществ. В процессе езды двигатель быстрее прогревается сам, а система выпуска эффективнее очищает выхлоп.
Технический директор сервиса «Автоглобус» Андрей Конев считает, что даже при морозной погоде специальный прогрев двигателю не требуется: «При температуре до –12…–15 градусов этого делать вообще не нужно. Современные масла дают возможность любому двигателю работать бесперебойно и сохранять ресурс даже в небольшой холод».
Сразу после начала поездки нежелательно сильно разгоняться. В таких условиях непрогретый мотор и трансмиссия подвергаются сильным нагрузкам. Агрессивный стиль езды также негативно влияет на подвеску транспортного средства.
Можно ли включать кондиционер зимой
Специалисты автотехцентров считают, что пользоваться кондиционером в холодное время года не только можно, но и нужно. Оборудование необходимо включать как минимум один раз в неделю минут на 10 для поддержания ресурса и смазки деталей компрессора.
Пользоваться кондиционером зимой также можно для борьбы с запотевшими окнами. Испаритель хорошо конденсирует влагу на поверхности и выводит ее наружу через дренажный канал. Однако здесь нужно помнить, что работа кондиционера повышает расход топлива.
Случается, что при сильных морозах кондиционер может не включиться. В таких случаях запускать установку рекомендуется во время стоянки на крытых паркингах торговых центров. Достаточно 5 минут работы, пока машина находится в тепле. Если рекомендацию не соблюдать, по завершении холодного сезона нужно провести техническое обслуживание системы. Необходимо почистить салонный фильтр и перед началом использования сделать противомикробную обработку.
Дизельный автомобиль зимой
Дизельные моторы в холодное время года нужно заправлять только соляркой. В связи с этим на крупных сетевых АЗС тщательно соблюдают сезонность. Исправный автомобиль с правильным топливом и подходящим моторным маслом запускается так же легко, как и бензиновый.
Не все дизельные силовые агрегаты способны быстро прогревать салон. В современных моделях авто для этого устанавливается дополнительный электрический обогреватель. За счет прибора тепло начинает поступать в салон практически сразу после запуска машины.
Для большего комфорта в транспортном средстве можно установить систему дистанционного пуска или экономичный предпусковой подогреватель. Он также работает на дизеле, но тратит топливо только на обогрев салона и прогрев охлаждающей жидкости силового агрегата.